Поверить или проверить? Контроль качества
Недостаток контроля качества
В пищевой промышленности государство следит за стандартами качества продуктов и информирует о составе и питательной ценности. Однако в автомобильной индустрии ситуация совсем иная: нет надлежащего контроля качества товаров, что позволяет производителям расширять границы дозволенного и умышленно скрывать важные компоненты. При этом автоматериалы, подобно продуктам, имеют огромное значение для нашего здоровья и безопасности — начиная от выхлопных газов, которые мы вдыхаем, заканчивая аварийностью на дорогах.
Строгих стандартов и обязательств у производителей на сегодняшний день нет, но уже предпринимаются меры регулирования, пускай и в тестовом формате. Однако одной лишь марки не достаточно: необходим и прозрачный состав.
Государтво пока слабо регулирует эту отрасль, поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но мы постараемся задать направление мысли и дать свободу выбора, основанную на различных умозаключениях.
Для уверенности в качестве смазочных материалов недостаточно ограничиваться только приобретением у надежного и проверенного поставщика. Если масло оригинальное (подделки не рассматриваются) – это не показатель отличного качества.
Для уменьшения издержек или при отсутствии доступа к приобретению качественного сырья производитель не редко использует менее качественное и дешевое, стараясь скрыть информацию об исходных материалах. Однако сейчас нас интересуют именно моторные масла.
Начиная работать с новым производителем мы максимально стараемся выяснить, что же на самом деле он разливает. Пишем запросы, задаем вопросы на семинарах, которые организуют сами производители или поставщики, но, к сожалению, в основном это маркетинговая «обложка». Далеко не всегда мы получаем объективный и правдивый ответ об используемых базовых маслах и присадках, из которых состоит конечный продукт.
«За кого меня принимают в этой гостинице?! За дурачка?! За дурачка!»
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
Наш подход к проверке качества моторных масел
Масло должно сохранять свои рабочие характеристики от замены до замены, т.е. на протяжении всего интервала между ТО (километража или моточасов). Для этого мы начали проводить лабораторные испытания не только нового, но и отработанного масла.
Убедившись в отсутствии контрафакта, мы разбираемся с качеством официальных производителей. И тут важны не только показатели «свежего» продукта, но и потеря определённых свойств масла в процессе работы. Чем хуже базовые масла и присадки, тем менее эфективно они справляются со своими задачами и быстрее деградируют.
Бывает так, что у официальной продукции качество хуже, чем у подпольщиков
- Изучаем технические показатели, предъявляемые заводами-изготовителями двигателей к производителям масел
- Выбираем поставщика исключительно через дилерскую сеть (на 6.05.24 основная часть евпропейских брендов оборвала ВСЕ связи с российскими дилерами), чтобы иметь 100% гарантию подлинности
- Производим лабораторную проверку на соответствие заявленным характеристикам, т.е. того, что указано на сайте завода-изготовителя, с тем, что налито в бочку или канистру
- Берем несколько проб на разных этапах работы двигателя. Тогда становится ясно, на сколько хорошо данный образец «удержал» свои технические показатели на протяжении нужного нам пробега
Потребность регулярных проверок и проблемы OEM-сертификатов
Отдельное внимание стоит уделить повторным проверкам одних и тех же масел через определенные промежутки времени. Думаю, многие сталкивались с ситуацией: появляется какой-то продукт → мы его пробуем → он нам нравится → постоянно его покупаем, не задумываясь о возможных изменениях рецептуры. А ведь в любой момент излюбленный продукт может оказаться не тем, чем был раньше.
Производитель по усмотрению может менять базовое масло или пакет присадок. Такой пример ярко прослеживается на любимых для многих OEM–маслах:
- На рынок выходит автомобиль с одним ОЕМ-моторным маслом
- Через несколько лет проводится тендер
- Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену под заявленные характеристики, а также заплатит существенную сумму за правообладание желаемым допуском
- Все расходы на конкурс, естественно, заложат в конечную стоимость
Для разных стран зачастую выигрывают разные бренды (из-за различий в логистике). Например на европейского потребителя один бренд масла, а на российского — другой.
На сегодняшний день отечественные компании лишены возможности получения OEM – сертификата на производство масел для автомобилей из недружественных стран
Предлагаемые нами маркировки составов моторных масел
Было бы здорово увидеть на канистрах с моторным маслом маркировку, аналогичную продуктам питания, где прописаны:
- Базовое масло
- Пакет присадок
- Индекс вязкости
- Температура застывания
- Температура вспышки
- Сульфатная зольность
- Щелочное число
- Испаряемость по Noack
Тогда бы производители масел стали более «прозрачными», ведь появился бы механизм контроля, позволяющий удостовериться в качестве масла.