Понижение вязкости для старого ДВС
Народный вопрос и два мнения
Действительно ли для старого двигателя необходимо более вязкое моторное масло? В этом вопросе сообщество автомобилистов разделяется на два лагеря: одни утверждают, что не надо чинить то, что не сломано и придерживаются рекомендаций производителя, а другие применяют народную смекалку.
Кто же из них прав?
Давайте для начала разберёмся какие процессы происходят в двигателе по мере его старения.
Тенденция в производстве двигателей, набравшая популярность в последние 30 лет, заключается в облегчении поршневой группы и других частей двигателя за счёт снижения надёжности. Лёгкие поршни в силу своих особенностей хуже отдают тепло цилиндру и больше подвержены перегреву. В то же время, у современных силовых агрегатов в наши дни уменьшены монтажные зазоры, в результате защитный масляный слой между трущимися деталями получается более тонким. Как результат: образование задиров на стенках цилиндров.
Задиры – дефекты зеркала цилиндра или юбки поршня, которые появляются из-за механического повреждения, вызванного возросшей силой трения. Но не только конструктивными особенностями объясняется старение двигателя, одним из факторов, влияющих на образование задиров, является неправильно подобранное или выродившиеся моторное масло:
1) Масленая плёнка остаётся на стенках циндров, где сгорает, коксуется и образует отложения на поршнях и камере сгорания.
2) Сажа, отложившаяся на деталях, уплотняется и образует кокс.
3) Отколовшиеся куски кокса провоцируют образование царапин.
4) Масло скапливается внутри царапин, откуда не стягивается маслосъёмным кольцом, что приводит к налипанию кокса, которым поршень задирает цилиндр.
Понижать или нет?
Так стоит ли менять класс вязкости моторного масла для подержанных автомобилей? Наш ответ: однозначно нет.
Представим, что вы решили использовать более густую смазку. Что произойдёт? Толщина масленой плёнки увеличится, что приведёт к избытку неснятого масла в камере сгорания. В свою очередь это приведёт к ускоренному закоксовыванию камеры сгорания, а также к ускорению процесса разрушения поршневых колец. Использование же масла с пониженной вязкостью приведёт к уменьшению масленой плёнки между деталями и без того изношенного двигателя, что приведёт к увеличению трения и, как итог, ускорению износа. Таким образом, если вы хотите продлить жизнь двигателя, нужно ориентироваться не на вязкость смазки, а на её термостабильность и наличие присадок.
Отличным вариантом для подержанных двигателей будет использование синтетических моторных масел (ПАО или GTL) с крепким значением щелочного числа, а также диспергирующих и моющих присадок. Поэтому не стоит забывать, что использование качественного масла замедляет старение двигателя на любых этапах.