Ознакомительные
August 19, 2024

Из чего состоит моторное масло

Содержание:


Предисловие

Моторные масла, как и многие другие виды промышленных масел состоят из базового масла и присадок.

В индустрии разработок масел ученые по всему миру на протяжении многих лет работают над усовершенствованием технических свойств базовых масел и присадок.

Мало просто произвести базовые масла и присадки, их необходимо ещё и смешать. Процесс смешивания назвали блендингом: присадки и базовые масла смешиваются в определённых пропорциях для получения оптимальных свойств.


Группы базовых масел

Основа любого смазочного материала, будь то моторное, гидравлическое, трансмиссионное масло или любая другая промышленная смазка. Качество, область применения и разные другие характеристики зависят от того, по какому принципу и на какой основе он сделан. Признаки по которым мы определяем на сколько качественное базовое масло применялось в конечном продукте – это высокий показатель индекса вязкости, низкая температура замерзания и кинематическая вязкость, соответсвующая стандарту SAE. В качестве дополнительных параметров используются: температура вспышки и испаряемость по NOACK. По этим показателям включительно мы делаем заключение по качеству базового масла.

Современные базовые масла разделены на 5 групп:

1 группа. Минеральные масла

Получаются из нефти, путем грубой очистки. Содержат менее 90% предельных углеводородов и 0,003% серы, из-за чего быстро окисляются.

2 группа. Гидрокрекинговые масла

Тоже минеральные, но прошедшее процесс депарафинации и гидрокрекинга.

С помощью гидрокрекинга можно значительно улучшить физические качества минерального сырья, однако «гидрокрекинг» подвержен аналогичной химической деградации, хотя и слегка меньшей. Введение присадок может сглаживать разницу в окислении между минеральной и синтетической основой, но полностью её не убирать.

Почти не содержат непредельных углеводородов и примесной серы. Индекс вязкости у 1-ой и 2-ой групп обычно превышает 90.

3 группа. Синтетические масла

Производятся из нефти как и первые две группы, раньше называлось минеральным, но с 1999 г., благодаря компании Castrol, написавшей на своих канистрах гидрокрекинговых масел слово «Sinthetic» и отстояв с суде, против компании Mobil, право на это почетное звание НС – синтетическое (Hydro-Cracking- Synthese-Technology), стало называться синтетическим маслом. С тех пор технологии ушли вперед и масла 3-ей группы во многом не уступают маслам 4-ой группы, при этом они гораздо дешевле в производстве. На сегодняшний день существуют две технологии получения базовых масел 3-ей группы:

  • VHVI (Very High Viscosity Index)

Глубокое очищение масляных фракций нефти с последующей обработкой каталитическим гидрокрекингом, при котором удаляются практически все серные и азотистые соединения, а так же происходит молекулярная модификация масла

  • GTL (Gas To Liquids)

Принцип: из полученного природного газа , метан частично сжигается, переходя в синтез газ, из которого получают чистый расплавленный парафин. Путем гидрокрекинга парафин преобразуют в базовое масло.

Преимущества:

  • Высокий индекс вязкости
  • Низкая гигроскопичность
  • Хорошая растворяемость присадок
  • Не высокая стоимость производства

Недостатки масел 3-ей группы:

  • Низкая полярность: масло плохо липнет к металлу и быстро стекает с трущихся поверхностей. Улучшают показатель с помощью алкилированных нафталинов и эстеров
  • Невысокая температура вспышки

4 группа. ПАО масла (ПолиАльфаОлефины)

Синтетические масла получаются из нефтяных газов, преимущественно из этилена или бутилена, в следствии чего происходит сбор молекул в заданную конфигурацию.

Эти масла не нужно очищать, т.к. там нет примесей. Они не нуждаются в полимерных загустителях, это уже заложено при преобразовании в реакторе. Здесь лучше показатели термоокислительной стабильности, оно устойчиво к выгоранию и имеет хорошие показатели к замерзанию, чем в предыдущих группах.

Преимущества:

  • Термостабильность
  • Увеличенный срок службы
  • Низкая гигроскопичность
  • Низкая испаряемость
  • Высокая температура вспышки (доходит до 280*С)

Недостатки:

  • Масла такой базы имеют низкую полярность молекул, по этой причине у нее низкая адгезия к металлическим поверхностям двигателя. Масло 100% ПАО будет сразу стекать со стенок мотора, поэтому в него добавляют эстеры.

5 группа. Эстеры

Масла на основе сложных эфиров (эстеров). Сырье для производства — растительные масла, обычно рапсовое или кокосовое. Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную пленку на металлических деталях при помощи полярности молекул. Так же в эту группу входят алкилированные нафталины (AN). При помощи полярной структуры молекул, масло не стекает с металлических поверхностей и защищает двигатель при пуске даже при длительных простоях. Многие специалисты считают, что наибольший вред ДВС происходит во время запуска, пока стекшее в поддон масло не будет возвращено к трущимся поверхностям.

Недостатки:

  • Высокая цена

Присадки моторных масел и их виды

Раньше все именитые бренды пользовались продукцией 4-х, проверенных временем и зарекомендовавших себя по качеству производителей: Afton chemical, Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite. Из-за санкций эта продукция стала недоступна для наших производителей масел. Кто-то приобретает китайскую продукцию, кто-то начал свою разработку и производство присадок. Мы пытаемся разобраться в качестве новоиспеченных присадок. Стоит отметить, что некоторые отечественные производители масел уходят от ответа на вопрос, какие присадки они используют при производстве, а так же насколько часто могут менять поставщика. При такой конспирологии без постоянных лабораторных исследований уверенности в качестве продукции не достичь.

Основные виды присадок к моторным маслам:

  • Вязкостные (Загустители)
  • Депрессорные (Депрессоры температуры застывания)
  • Антиокислительные (Ингибиторы окисления)
  • Антикоррозийные (Ингибиторы коррозии)
  • Противопенные
  • Антифрикционные и Противоизносные
  • Моющие (Детергенты)
  • Диспергирующие (Дисперсанты)

Процентное соотношение добавок в моторном масле находится в диапазоне от 5 до 25 %


Всё можно подделать

Наличие голографических наклеек, схожесть тары, разные сертификаты, таможенные документы т.п. – все подделывается, слишком велика прибыль. Многие научились размешивать купленые масляные составляющие, хоть европейские, хоть отечественные. Ищите тех, кто работает с официальными дилерами и готов проверять масло на подлинность.

«Сказали, что ты портвейн с водкой мешаешь… Я говорил ему, а он – коктейль, коктейль... Хиппи лохматый!» Из фильма «Осенний марафон»